Водоснабжение в метро |
Метрополитен, как и любая другая городская система, нуждается в воде для самых разных нужд: водой промывают тоннели, с помощью воды производят уборку станций, водой охлаждают воздух вентиляционных систем. Кроме того, метрополитен - это и еще и люди, которым нужно мыть руки, принимать душ, пить и т.д. Также вода необходима для противопожарных нужд. Система водоснабжения метрополитена является объединенной (существуют еще неполнораздельные и раздельные системы). Это означает, что она выполняет сразу все функции: производственные, хозяйственно-питьевые и противопожарные. Источником водоснабжения метрополитена является городская водопроводная сеть. На станциях устроены специальные водопроводные вводы, снабженные фильтрами механической очистки и счетчиками воды. Все эти вводы объединены магистральными линиями водопровода, проходящими в перегонных тоннелях и под платформами самих станций. На вводах, помимо устройств учета воды, предусматриваются также задвижки с элеткроприводом, обратные клапаны (чтобы вода не возвращалась в городскую сеть) и электроизолирующие фланцы. Кроме того, на водомерном узле делают обводную линию, оборудованную задвижкой с электроприводом - для противопожарных нужд, поскольку в случае пожара необходим повышенный расход воды. В тоннелях водопроводную трассу прокладывают, как правило, вдоль противоположной от контактного рельса стороны тоннеля. Это делается из соображений безопасности, чтобы в случае разрыва или повреждения трубопровода вода не попала на контактный рельс. Если же по каким-то причинам водопроводные трубы проходят рядом с контактных рельсом, то этот участок трубы заключают в футляр из трубы большего диаметра. Слабым местом системы водоснабжения метрополитена являются части трубопроводов, расположенные вблизи приточных вентиляционных установок. Дело в том, что при отрицательных температурах наружного воздуха вода в них подвержена замерзанию, поэтому участки по 150-200 метров с каждой стороны от приточной вентиляционной установки при "минусе" отключают. С помощью междупутных перемычек диаметром 50-80 мм, проложенных через притоннельные сооружения, вода пропускается только по одному пути (там, где положительные температуры). Отключенную часть осушают. В настоящее время большое распространение получили трубы из нержавеющей стали и композитные трубы. Водопроводных труб из черного металла на метрополитене почти не осталось, а те, что остались, заменяют на более современные, из неподверженных коррозии материалов. Трубы из композитных материалов служат существенно дольше и удобнее в эксплуатации и ремонте. Они не подвержены горению, не боятся средних ударных нагрузок и не зарастают внутри. За счет низкой теплопроводности сокращаются участки отключения водопровода зимой вблизи вентиляционных шахт, а проблема линейных расширений (вследствие воздействия температур) решается использованием компенсационных вкладышей. |