Технология нанесения изолирующих покрытий трубопроводов в трассовых («полевых») условиях |
На сегодняшний день существуют две основных группы антикоррозийных покрытий трубопроводов: заводского и трассового (непосредственно при прокладке) нанесения. Нанесение защитных покрытий (битумно-мастичного и полимерного ленточного типа) в трассовых («полевых») условиях производится непосредственно после окончания сварочных работ, и контроля качества сварных швов (стыков). Процесс нанесения перечисленных типов покрытий осуществляется передвижными механизированными колоннам, в состав которых входят: трубоукладчики, очистные, изоляционные машины, передвижные битумоплавильные котлы, различные комбайны и др., а также машины, оснащенные навесным технологическим оборудованием. Мехколонна перемещается вдоль сваренной «нитки» трубопровода, и выполняет предусмотренные технологические операции: щеточную очистку, праймирование поверхности трубы, нанесение защитных покрытий и т.д. В случае, если работы проводятся в зимнее время (в условиях низкой температуры воздуха), в состав оборудования колонны дополнительно вводится передвижная печь. С ее помощью производится нагрев и сушка труб. До начала процесса непосредственного нанесения покрытия поверхности труб очищаются от грязи, пылевых частиц, ржавчины, рыхлой окалины и т.д. Для этого используются механические скребки, щетки и иглофрезы. Нанесение на поверхность труб адгезивного праймера может проводится посредством нанесения (налива из специальных леек) необходимого его количества, которое затем растирается брезентовыми полотенцами. Далее изоляционная машины наносит на праймированную поверхность слой разогретой до нужной температуры битумной мастики; затем слой мастики укрепляется сверху армирующим материалом (как правило, стеклохолстом). Далее производится нанесение второго слоя мастики и защитной наружной обертки (ленточного покрытие). Оно крепится также с помощью специальной машины, которая спирально наматывает его. При этом можно регулировать заданное усилие натяжения, а также величину нахлёста. Практика показывает, что, несмотря на достаточно высокий уровень механизации работ по изоляции трубопроводов в «полевых» условиях, качество изоляции оказывается ниже, чем при нанесении изоляции трубопроводов в заводских условиях. Специалисты объясняют это неизбежным негативным влиянием погодных условий, практически полным отсутствием средств, методов и возможностей объективного контроля технологических операций, а также сравнительно низкими механическими и защитными свойствами битумных и битумно-ленточных покрытий. Это означает, что перемещение производственных процессов наружной изоляции трубопроводов в заводские условия (условия баз, промышленных площадок и т.д.) позволит не только значительно ускорить темпы строительства трубопроводов, но и резко повысить уровень и надежность их антикоррозийнной защиты. Это позволит резко увеличить срок полезной эксплуатации трубопроводов, а также сократить расходы на текущий и капитальный ремонт. |